. Планировка оборудования и рабочих мест
Основные требования к оформлению планов расположения оборудования и рабочих мест, а также используемые при этом обозначения были рассмотрены в гл. 1.
При размещении оборудования в соответствии с выбранным вариантом необходимо обеспечить установленные нормами расстояния между оборудованием при различных вариантах их размещения, а также ширину проездов. Указанные нормы для схем, приведенных на рис. 4.17, даны в табл. 4.9. Они зависят от га-
4.9. Нормы расстояний, мм *, станков от проезда, между станками, а также от станков до стен и колонн вдания (см. рис. 4.17)
Примечание. Расстояние между станками к при размещении их по кольцевой схеме принимается не менее 700 мм. Расстояние от колонн до боковой стороны станков н установлено 1200/900.
* В знаменателе приведены нормы расстояний для цехов крупносерийного и массового производства, когда они отличаются от соответствующих норм для условий единичного, мелкосерийного и среднесерийного производства.
баритных размеров оборудования и устанавливают расстояния от крайних положений движущихся частей станка до открывающихся дверей станков, установленных отдельно стоек и шкафов систем управления, колонн и стен здания. При размещении рядом двух станков различных габаритных размеров расстояния следует выбирать по наибольшему из них. Стружкоуборочные каналы, располагаемые вдоль проезда, должны находиться за его пределами. Ширину магистральных проездов, по которым осуществляются межцеховые перевозки, принимают равной 4500— 5500 мм. Ширина цеховых проездов зависит от вида напольного транспорта и габаритных размеров перемещаемых грузов. Для всех видов напольного электротранспорта ширина проезда А (мм) составляет: при одностороннем движении А = Б + 1400, при двустороннем движении А — 2Б + 1600, для робокар при одностороннем движении А = Б + 1400, где Б — ширина груза, мм.
Ширину пешеходных проходов принимают равной 1400 мм.
Примеры планировочных решений станочных линий с различными способами межоперационной передачи заготовок приведены на рис. 4.18. Во всех этих схемах ширина Л2 пешеходных проходов принята равной 1400 мм, ширина передаточных столов и стеллажного оборудования В = 670 мм, расстояние между ними Г = 900 мм. Расстояние между станком и консольной секцией приемопередаточного стола Д = 400 мм, а ширина рабочей зоны между станком и столами Е = 1070 мм. Ширина К механизированного межоперационного транспорта принимается в соответствии с размерами изготовляемых деталей, а расстояние Ж между транспортными устройствами — не менее 300 мм.
Рис. 4.18. Примеры планировочных решений станочных линий с использованием различных видов межоперационного транспорта;
а — с автоматизированной транспорт- но-складской системой для тары 400 X X 600 мм (разработчик НПО «Оргстан- кинпром»); б — с напольным автооператором и приемопередаточными столами (разработчик НПО «Оргстанкин- пром», Москва); в — со стационарным роликовым или пластинчатым конвейером; г — с подвесным конвейером или электроталью на монорельсе; д — с подвесным конвейером и манипуляторами у станков
Возможные варианты размещения стационарных рабочих мест сборки для условий единичного, мелкосерийного и сред несерийного производства показаны на рис. 4.19, а в табл. 4.10 приведены нормы на их размещение.
Для условий крупносерийного и массового производства характерны варианты конвейерной сборки. Планировки рабочих мест при использовании сборочных конвейеров и автоматизированных линий, а также нормы их размещения даны на рис. 4.20. Размер К на этих схемах определяется конструкцией оборудования.
В практике проектирования в основном используют темплет- ный метод выполнения планировок. Темплеты представляют собой планы рабочих мест и оборудования, выполненные на прозрачной пленке или бумаге в определенном масштабе. Кроме габаритных размеров оборудования, сборочного стола или верстака, на тем- плете указывают место рабочего, расположение инструменталь-
ных тумбочек, столов и другой организационной оснастки, а также места подвода энергоносителей и технологических жидкостей. В ходе планировки их размещают на подготовленном компоновочном плане участка, закрепляя прозрачной клейкой лентой. В этом случае сокращается до минимума доработка планов и уменьшается в 1,5—2 раза трудоемкость планировочных работ по сравнению с трудоемкостью планировки при использовании шаблонов-габаритов оборудования.
Темплетный метод можно использовать при разработке планов на ЭВМ. При этом в соответствии с выбранным вариантом расположения, обеспечивающим минимальные мощности грузопотоков на участке, размещают темплеты рабочих мест, заранее введенные в банк данных машины в виде графических файлов.
При разработке планировки цехов, имеющих сложные транспортные системы подвесных и напольных конвейеров, монорельсов и автоматизированных складов, эффективно использоватьметод объемного макетирования, при котором применяют объемные модели (выполненные в определенном масштабе) станков, рабочих мест сборки, транспортных систем и строительных элементов зданий. Применение объемных моделей позволяет правильно расположить транспортно-технологическое оборудование в объеме здания и избежать многих ошибок в расположении отдельных транспортных систем по высоте, возможных при плоскостном изображении.
Рассмотрим некоторые конкретные примеры планировок участков и линий механической обработки и сборки. На рис. 4.21 приведена планировка ГПС АСВ-201 для изготовления деталей типа тел вращения, плоской формы и корпусных деталей в условиях серийного производства. ГПС рассчитана на изготовление в год деталей 500 наименовании при работе с партиями заготовок по 25—100 шт., общий годовой выпуск деталей 66 000 шт. Размеры изготовляемых деталей, мм: диаметр 50—500 мм, длина до 500, ширина и высота до 500.
В составе ГПС — 15 станков с ЧПУ, в том числе три ГПМ. Сочетание ГПМ и высокопроизводительных станков с ЧПУ с ручной нагрузкой обеспечивает высокую надежность системы. "
Изготовляют корпусные детали на двух многоцелевых станках 5 мод. ИР500ПМФ4 со сменными столами-спутниками. Заготовку устанавливают на свободный стол во время работы станка. Одич рабочий обслуживает два станка. Для патронной обработки тел вращения диаметром до 500 мм применены два патронных полуавтомата 6 мод. 1П756ПФЗ и два полуавтомата 7 мод. МА1П420ПФ30 для изготовления деталей меньших диаметров (до 200 мм). За этими станками расположена группа станков для изготовления плоскостных деталей, а также для дополнительной обработки отверстий пазов и лысок в деталях типа тел вращения— два вертикальных фрезерно-сверлильно-расточных станка 8 6Т13МФ4 и два вертикально-сверлильных станка 9 2Р135Ф2 с револьверной головкой. Далее размещены три ГПМ с тактовыми столами 16 — токарный модуль 10 на базе токарного полуавтомата МА1П420ПФ30 с ЧПУ и робота 15 мод. МАП.40.01, сверлильно- фрезерно-расточной ГПМ 11 и шлифовальный ГПМ 12 МА85-1. В конце участка расположены два токарных станка 13 мод. 1600Ф30 с ЧПУ для изготовления мелких деталей.
Для перемещений заготовок, инструментов и деталей предусмотрена автоматизированная транспортно-складская система с централизованным четырехъярусным складом 2 вместимостью 64 ячейки и транспортная система замкнутого типа с транспортным роботом 3 грузоподъемностью 550 кг. В рабочей зоне станков предусмотрены приемные столы 4, 14 для деталей и заготовок, а также устройства их автоматической стыковки с транспортным роботом Управляющий вычислительный комплекс на базе ЭВМ мод. СМ 1406 обеспечивает управление автоматизированной транспортноскладской системой.