При проектировании нового цеха большое значение имеет выбор типа производственного здания, его компоновки, раз­меров в плане. При реконструкции и техническом перевооружении производства возникает задача оптимального использования имею­щихся производственных зданий для размещения новых участ­ков и цехов Стоимость производственных зданий в машинострое­нии довольно высока и достигает 30-40 % стоимости основных

фондов предприятий.

Объемно-планировочные решения производственных здании могут быть разнообразными. Для цехов механосборочного произ­водства применяют одноэтажные и многоэтажные здания со свето- аэрационными фонарями и без них, крановые (оборудованные мостовыми кранами) и бескрановые здания с использованием на­польного и подвесного транспорта. По форме в плане здания обыч­но проектируют прямоугольными, однако в отдельных случаях применяют Г-, П- или Ш-образные. Выбор обычно связан с фор­мой и размерами площадки завода или стремлением зарезервиро­вать площадь для дальнейшего расширения цехов путем при­стройки дополнительных пролетов.

При проектировании производственных зданий наиболее ши­рокое применение получили каркасные здания с использованием унифицированных железобетонных строительных элементов за­водского изготовления. Для ускорения и удешевления строитель­ного проектирования разработаны унифицированные типовые секции (УТС), представляющие собой объемную часть здания и состоящие из одного или нескольких пролетов одинаковой длины.

Это позволяет разместить в одном здании несколько цехов, если это не противоречит условиям производства и требованиям противопожарной безопасности. Блокирование нескольких це­хов в одном здании способствует сокращению коммуникации и транспортных расходов. Анализ затрат на создание производст­венных зданий показывает, что одноэтажные здания оказываются^, как правило, дешевле многоэтажных при той же производственной площади. Более широкие пролеты и шаг колонн в одноэтажных производственных зданиях позволяют лучше использовать произ­водственные площади в евязи в уменьшением «мертвых зон» вокруг колонн.

Указанные факторы определяют преимущественное использо­вание в машиностроении одноэтажных производственных здании. Однако при реконструкции действующих предприятии, площадка которых ограничена сложившейся застройкой, в обоснованных случаях идут на применение многоэтажных производственных

зданий.

На рис 13.1 показаны конструктивные схемы пролетов одно­этажных производственных зданий в полным каркасом, который образуют колонны 2, стропильные 3 и подстропильные 7 фермы, подкрановые балки 6 и плиты 4 покрытий. Колонны опираются на фундаменты 8, габаритные размеры которых необходимо учитывать при размещении высокоточных станков, устанавливаемых на собственные фундаменты, а также при определении трасс стружко- уборочных конвейеров. Высокая продольная и поперечная жест­кость каркаса здания достигается сваркой стальных закладных элементов и последующим заполнением стыков бетоном. Для освещения и естественного проветривания в пролетах средних рядов предусматривают светоаэрационные фонари. В краиних пролетах естественное освещение обеспечивается боковым остек­лением, поэтому светоаэрационные фонари не предусматривают. К ограждающим конструкциям здания относятся панели стен, окна двери и ворота. Вместо светоаэрационных фонарей в конст­рукции зданий с плоской кровлей в отдельных случаях преду­сматривают световые плафоны. Однако подобные решения не получили широкого распространения ввиду сложности обеспе­чения герметизации плафонов и быстрого их загрязнения в про­цессе эксплуатации.

Ранее было отмечено, что оборудование в современных нехах устанавливают в основном на виброизолирующие опоры. Это обусловливает высокую гибкость планировки. Поэтому полы в цехах представляют собой многослойную конструкцию, вклю­чающую утрамбованный грунт, надежную бетонную подготовку толщиной 200—300 мм, бетонную стяжку для выравнивания, слой гидроизоляции, а также покрытие пола.

Основные строительные параметры пролетов современных производственных зданий приведены в табл. 4.8.

При оформлении компоновочных аланов здание в плане изоб­ражают в виде сетки продольных и поперечных разбпвочных осей (рис. 13.2). При этом продольные разбивочные оси, образую­щие пролеты здания, обозначают прописными буквами русскою алфавита, а поперечные — арабскими цифрами.

Для проектирования производственных зданий разработан типаж основных и дополнительных унифицированных типовых секций. Размеры основных секций в плане составляют 72x72 и 72x 144 м, причем первый размер соответствует длине пролета, второй — ширине здания. Площадь указанных секций составляет соответственно 5184 и 10 368 м2. Основные секции могут быть кра­новыми и бескрановыми, с сеткой колонн 18x12 м или 24x12 м при высоте пролета 6; 7,2: 8,4 м для бескрановых и 10,8; 12,6 м для крановых зданий.

 

Рис. 13.2. Компоновочные планы:

а — здания, состоящего из двух пролетов; б — здания, состоящего из четырех парал­лельных пролетов и одного поперечного пролета; 1 — колонка; 2 -- продольная раз- бивочная ось; 3 — поперечная разбивочная ось; 4 температурный шов

Помимо основных предусматривают дополнительные одно- и двухпролетные секции длиной 72 м, оборудованные кранами с вы­сотой пролета 10,8; 12,6; 16,2 и 18 м. Эти пролеты имеют ширину 24 и 30 м и предназначаются для размещения крупных изделий.

Из основных и дополнительных секций можно компоновать производственные здания разных размеров и формы. Каждая секция отделяется от другой температурно-деформационным швом, представляющим собой сдвоенный ряд колонн (рис. 13.2, б).

 

Рис. 13.3. Схемы производственных зданий, скомпонованных из унифицирован­ных типовых секций

 

Рис. 13.4. Поперечные разрезы зданий:

а — бескрановое здание со светоаэрационным фонарем? 6 — Оескрановое здание с плоской кровлей и подвесным потолком; в — крановое здание, г — пристройка к производствен­ному зданию для размещения административных и бытовых помещений

На рис. 13.3, а приведены примеры компоновки зданий из основных секций размером 72 X 144 м и 72x72 м. Эти секции явля­ются основой производственного здания. На рис. 13.3, б показаны варианты, дополненные одно- и двухпролетными секциями. В до­полнительных секциях пролеты расположены перпендикулярно к пролетам основных секций, что удобно, например, при поточной конвейерной сборке изделий. Варианты, показанные на рис. 13.3, в, характеризуются тем, что пролеты дополнительных секций расположены параллельно пролетам основных секций здания. Подобную компоновку используют в единичном и мелко­серийном производстве. В дополнительных крановых пролетах большей высоты размещают участки изготовления базовых дета­лей, а также участки сборки изделия.

При выборе схемы нового здания необ>одимо стремиться к унификации объемно-планировочных и конструктивных реше­ний промышленных зданий.

Поэтому предложение следует отдавать зданиям прямоуголь­ной формы с пролетами одного направления и преимущественно без перепадов высот.

Пролеты цехов с повышенной высотой необходимо группировать вместе, но число высот должно быть минимальным. На рис. 13.4

Яндекс.Метрика
Бесплатный конструктор сайтовuCoz